Геймер — не диагноз!

Если подросток чрезмерно увлечен компьютерными играми, это еще не повод тащить его к психиатру. Во всяком случае, так утверждают ученые из Оксфордского университета. По их мнению, любовь к играм вовсе не обязательно приводит к поведенческим проблемам — скорее, стоит говорить об обратной зависимости.

Требует ли то, что мы привыкли называть подростковой игровой зависимостью, вмешательства медиков? Совсем не обязательно. По крайней мере, об этом говорят результаты совместного исследования Оксфордского университета и университета Кардиффа.

Ученые изучили данные свыше 1000 подростков и их опекунов и выяснили, что у детей, которые чрезмерно увлечены дисфункциональными (чрезмерно жестокими) играми, часто наблюдаются основные виды расстройств и проблемы психосоциального функционирования — и как раз эти проблемы, скорее всего, и заставляют их искать определенный контент, а не наоборот.

«Всемирная организация здравоохранения и Американская психиатрическая ассоциация призвали ученых исследовать клиническую значимость неконтролируемого влечения к видеоиграм среди подростков, — рассказывает профессор Анджей Пржибыльский, директор по исследованиям Оксфордского интернет-института и соавтор проекта. — В предыдущих исследованиях не рассматривался более широкий контекст: то, что в целом происходит в жизни этих молодых людей.

Именно это и будет направлением для нашей дальнейшей работы. Наша задача — выявить связь между удовлетворением психологических потребностей и разочарованием в повседневной жизни у подростков и их неконтролируемой тягой к игре».

УВЛЕЧЕНИЕ ИГРАМИ — НЕ КЛИНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Полученные данные не подтверждают, что нездоровые отношения с играми приводят к существенным эмоциональным, межличностным и поведенческим проблемам. Различия в игровом опыте и выборе контента, скорее всего, связаны с тем, удовлетворяются ли потребности подростков в компетентности, самостоятельности и социальной принадлежности, и испытывают ли они более глобальные функциональные проблемы.

Участники контрольной группы заполняли опросники об игровом поведении, включавшие в себя вопросы о том, сколько времени они проводят за игрой, с кем играют, используют ли для этого интернет. Кроме того, родители или другие опекуны оценили их эмоциональное и социальное здоровье.

В результате исследовательская группа пришла к следующим выводам:

  • Большинство подростков ежедневно играют хотя бы в одну интернет-игру.
  • Менее половины таких онлайн-геймеров сообщают о симптомах игровой зависимости.
  • Подростки посвящают играм довольно много времени — в среднем три часа в день.
  • Все еще не доказано, что сильное увлечение играми существенно влияет на поведение подростков.

Не сама любовь к компьютерным играм «портит» подростков, а проблемы определяют выбор контента и формата игры

«Основываясь на результатах исследования, мы не считаем, что располагаем достаточным количеством доказательств, чтобы отнести увлечение играми к самостоятельному клиническому расстройству», — подчеркивает Пржибыльский.

Его коллега, доктор Нетта Вайнштейн, старший преподаватель факультета психологии Кардиффского университета, добавляет: «Для понимания природы игровой одержимости мы призываем медиков более внимательно изучать такие факторы, как психологическая удовлетворенность и повседневные разочарования подростков».

«Несмотря на то, что растущая популярность игр вызывает обеспокоенность у работников здравоохранения и психиатрии, наше исследование не дает убедительных доказательств, что игры сами по себе виноваты в проблемах, с которыми игроки сталкиваются в жизни, — соглашается профессор Пржибыльский. — Для того, чтобы подробнее разобраться в вопросе, понадобятся больше данных и тесное сотрудничество с компаниями-производителями видеоигр».

Таким образом, возможно, вопреки распространенному мнению, причина и следствие меняются местами. Не сама любовь к компьютерным играм «портит» подростков, а проблемы, с которыми они сталкиваются в реальной жизни, и возможные зависимости определяют выбор контента и формата игры.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *